BzBook.ru
6.3. Общая характеристика террористических и социально-криминальных угроз
Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны.
Непосредственные насильственные посягательства на жизнь, здоровье и имущество граждан, а также на материальные объекты различного назначения влекут за собой тяжкий ущерб для безопасности населения и экономики страны. Одновременно они подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже парализуют действия властей и способствуют подрыву их авторитета среди населения.
Организаторы террористических акций стремятся посеять страх среди населения, выразить протест политике правительства, нанести экономический ущерб государству или частным фирмам, уничтожить своих соперников, затруднить работу правоохранительных органов.
При определенных условиях акции террористов могут привести к возникновению крупномасштабных экологических, экономических катастроф и массовой гибели людей. Так, в последнее время значительно возросло число угроз взрывов объектов атомной энергетики, транспорта, экологически опасных производств, а также взрывов в местах массового скопления людей, включая метро, крупные торговые и зрелищные комплексы.
Не менее страшный эффект террористических актов – деморализация общества, нагнетание атмосферы страха, неуверенности, запугивания, парализации и подавления общественной воли, недовольство властями и правоохранительными органами, ликвидация демократических институтов общества, затруднение нормального функционирования государственных органов.
Термин «терроризм» происходит от латинского terror – страх, ужас. Именно доведение людей до состояния ужаса – психологическая ставка современного терроризма. С этой целью теракты часто осуществляются в так называемых «спальных» районах, по ночам, то есть именно там и тогда, где и когда человек привык чувствовать себя в наибольшей безопасности – под крышей собственного дома.
Террористические угрозы
Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Особую опасность он представляет для крупных объектов, образовательных, политических, экономических и культурных центров. Террористические акты становятся все более масштабными и разнообразными по формам проявления и использованию технических средств.
К основным угрозам террористического характера относятся:
нападение на военные объекты (захват, подрыв, обстрел и т. д.);
взрывы в местах массового пребывания людей (метро, вокзалы, транспорт, жилые кварталы); похищение людей и захват заложников;
захват воздушных судов и других транспортных пассажирских средств;
разрушение объектов, важных для жизни населения;
вывод из строя систем управления авиационным и железнодорожным движением, линий электроснабжения, средств связи, компьютерной техники и других электронных приборов (электромагнитный терроризм);
нарушение психофизического состояния людей;
проникновение с целью нарушения работы в информационные сети;
хакерские атаки на компьютерные сети;
внедрение через печать, радио и телевидение информации, которая может вызвать искаженное общественное мнение, беспорядки в обществе;
применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;
отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение террористической угрозы, являются:
сохранение социальной напряженности, нерешенность социально-экономических, политических и бытовых проблем в ряде регионов;
сочетание организованных террористических организаций с большим количеством самостоятельных автономных ячеек и индивидуумов;
рост «интеллектуального» уровня терроризма и появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);
расширение количества способов террористической деятельности (биологических, химических, радиационных, компьютерных, психотронных и др.);
непредсказуемость актов терроризма, когда насилие направлено не против конкретных лиц и объектов, а на беспорядочное убийство случайных людей.
Реализация указанных угроз может привести:
к нарушению на длительный срок нормальной жизни города, региона;
к созданию атмосферы страха;
к большому количеству жертв.
Криминальные угрозы
Усиление криминализации различных сторон жизни общества наносит серьезный ущерб идеям демократизации, нарушает нормальную жизнь населения.
К основным криминальным угрозам относятся:
усиление криминального давления на жизнедеятельность общества;
возможность срастания преступных сил с представителями властных структур;
переход под контроль криминальных групп банков, экономических и торговых и образовательных центров;
коррупция в государственных, региональных и местных органах, а также в правоохранительных органах;
влияние криминальных структур на рыночные цены – на продукты питания, стройматериалы, учебники и т. д.
Основными предпосылками, усугубляющими возникновение криминальных и террористических угроз, являются:
недостатки исполнения законодательства как на федеральном, так и на местном уровне;
недостаточный уровень обеспеченности и подготовленности сотрудников правоохранительных органов в борьбе с преступностью;
снижение уровня культуры и правосознания населения;
ослабление социального контроля, например, в сфере миграции;
слабая раскрываемость преступлений.
Эти явления ведут:
к появлению атмосферы страха и неуверенности;
к росту влияния преступных групп в населенных пунктах;
к парализации воспитательного и образовательного процесса в отдельных ОУ;
к обесцениванию демократических ценностей в сознании обучаемых.
Значительные нагрузки на психику и сознание людей, вызываемые социальными, политическими, экономическими, криминальными опасностями, создают для личности, социальных групп и общества в целом угрозы психологического характера.
К угрозам социально-психологического характера в ОУ относятся:
рост психологической напряженности вследствие увеличения числа стрессовых ситуаций в обществе, в коллективе ОУ, в семьях;
повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности:
у детей – от невозможности понимания происходящего в мире;
у необеспеченных слоев населения – от отсутствия материальной обеспеченности.
На этом фоне усугубляются:
противопоставление поколений на базе различия в условиях жизни и мотиваций;
информационное навязывание «западных» стереотипов восприятия, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;
«зомбирование» сознания людей через СМИ, например, рекламой и психотронными методами воздействия;
правовой нигилизм, утрата веры в разум, честность и человечность политических лидеров;
изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;
рост потребления алкоголя, распространение наркомании;
формирование в СМИ культа богатства (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Итак, основными предпосылками, усугубляющими возникновение угроз террористического, криминального и социально-психологического характера в ОУ, являются:
рост напряженности вследствие нестабильности экономической, финансовой ситуации, увеличение стрессогенных и психогенных факторов в семье, в учебных заведениях, на работе, на улице и т. д.;
усиление криминогенных факторов и соблазнов;
социальная и психологическая оторванность детей и подростков от взрослых;
отсутствие правовой и психологической культуры у некоторых педагогов, представителей органов власти и у населения в целом;
разрушение и отсутствие целенаправленных способов формирования духовно-нравственных, культурных, социальных и экономических оснований для объединения общества;
снижение общей гуманитарной культуры в системе образования, нарушение преемственности социально-культурных, национальных традиций и, как следствие, усвоение чуждых российскому менталитету нормативов и образцов (российский менталитет – соборность, западный – индивидуализм);
ослабление государственного и социального контроля за противоправным поведением;
недостаточность пространственных (ландшафтных), жилищных, культурных, спортивных и иных социальных условий для психологической разгрузки и комфорта населения (парки, скверы, клубы по интересам, бесплатные спортивные площадки, недорогие кафе и т. д.);
резкое уменьшение возможностей для продуктивной и соответствующей моральным нормам реализации активности детей и подростков, из-за чего их активность реализуется в противоправных и аморальных формах (от вандализма до криминала);
агрессивность информационной видеосреды.
Реализация угроз психологического характера в ОУ может привести:
к нарушению психического здоровья;
к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.
Можно заключить, что в условиях социальной напряженности и кризисных явлений образуется порочный круг самовоспроизводства опасностей: одни угрозы становятся предпосылками для других, те – для третьих и т. д. Поэтому односторонний подход – борьба с одним из сегментов этого порочного круга – практически бесполезен. Необходимо комплексное воздействие на все указанные явления.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности
16. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории), и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах объекта (территории) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности такого объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
17. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию), являются:
а) организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями (далее — работники охраны);
б) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию);
д) оперативные действия работников охраны по пресечению несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
18. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) мониторинг обстановки внутри объекта (территории);
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц и провокаций работников охраны на неправомерные действия;
в) обеспечение периодического осмотра объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ);
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории).
19. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории), о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам);
г) обучение и отработка действий работников охраны по предотвращению террористических актов в конкретных условиях обстановки.
20. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до сведения территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) своевременное оповещение людей о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта и применением на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ, патогенных биологических агентов, а также обеспечение эвакуации людей с объекта (территории);
в) проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, работников, находящихся на объекте (территории), в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории);
г) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
21. Мерами, направленными на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), являются:
а) ограничение доступа должностных и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
б) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;
в) выявление возможных каналов и предупреждение утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации.
21(1). Мерами, направленными на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, являются:
а) организация санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
б) своевременное выявление фактов нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории);
в) обеспечение достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов (территорий) по вопросам выявления и предупреждения применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений;
г) обучение и отработка действий работников охраны по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в конкретных условиях обстановки.
22. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории в обязательном порядке осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны объектов (территорий);
б) назначение должностных лиц, ответственных за выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) обеспечение объектов (территорий) средствами связи для оперативного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий об угрозах совершения (о совершении) террористических актов;
г) обеспечение средствами оповещения и экстренной эвакуации людей в случае поступления информации об угрозах террористического характера;
д) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны в соответствии с пунктом 6 настоящих требований.
23. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта;
б) оснащение объекта (территории) системой охранной сигнализации;
в) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) — не реже 2 раз в год.
24. На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями;
б) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) — не реже 1 раза в год.
25. При изменении уровней террористической опасности, вводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства», в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории), осуществляется комплекс мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму, включающий в себя мероприятия, определенные настоящими требованиями, а также соответствующими планами действий при установлении уровней террористической опасности.