Отопление вентиляция дома культуры

Отопление вентиляция дома культуры

Группа: New
Сообщений: 15
Регистрация: 1.6.2009
Пользователь №: 34267

Добрый день.
Предыстория. Инвестор сделал подарок для поселения. (дом культуры) Однако проконтролировать качество работ либо не смог, либо не был заинтересован. (здание двухэтажное) Средств для строительства дома культуры было выделено более чем достаточно.

На втором этаже размещены клубные помещения. (различные кружки и руководство) Планируется что 10 человек будут находится постоянно и 60 детишек заниматься в кружках. Однако общеобменной принудительной вентиляцией проектировщики и строители (в одном лице) пренебрегли. Говорят проветривайте. Я считаю, что это крайне не правильно. Как я буду проветривать зимой? Т.е. зимой топить улицу. (а как же энергосбережение и энергоэффективность?) прошлый век какой то.
Окна стоят пластиковые. соответственно никакой инфильтрации. Как мне убедить инвестора о необходимости воздействия на строителей-проектировщиков что бы те выполнили эти работы. (мне нужны ссылки на нормативные документы)

З.Ы. на том же втором этаже выполнили санузел для маломобильных групп населения, а подъемники не сделали. Как он туда заберется. Просто нет слов.

Заранее всем спасибо!!

Сообщение отредактировал panoFF — 26.9.2011, 14:12

Вентиляция культурно-зрелищных учреждений: кинотеатров, клубов, театров

Несмотря на то, что культурно-зрелищные сооружения строятся человеком многие сотни лет, до сих пор идут споры о том, как обеспечить в них комфорт для посетителей. Более того, даже многие известные заведения оснащены системами вентиляции и кондиционирования, которые не отвечают требованиям по температуре и подвижности воздуха.

Расчет воздухообмена и мощности системы кондиционирования

Санитарная норма подачи свежего воздуха на одного человека составляет 20 м 3 /ч на одного зрителя.
В летнее время: система вентиляции подает как минимум 20 м 3 /ч свежего воздуха на одного зрителя, а система кондиционирования охлаждает воздух зала до необходимой температуры.
В зимнее время сложнее: система подает все также 20 м 3 /ч свежего воздуха на одного зрителя, но требуется дополнительная система охлаждения зала. Дело в том, что зимой в помещении кинотеатра становится чрезвычайно жарко, ведь сотни людей выделяют десятки киловатт тепла. Однако обычные системы кондиционирования зимой не работают.

Зал на 800 человек, площадь зала 520 кв.м.
Количество уличного воздуха: L=800х20=16000 м 3 /ч.
Количество тепла летом: от человека — 110 Вт теплоизбытков и 44 г/ч влаговыделений, т.е. 88000 Вт и 35200 г/ч от всех зрителей.
Построив i-d диаграмму, проведя несложные расчеты, получаем искомые данные: расход воздуха 26 000 м 3 /ч и мощность охлаждения в центральном кондиционере 90 кВт.

Выбор принципиальной схемы системы вентиляции и кондиционирования

Итак, перед нами стоит задача: подать как минимум 16 000 м 3 /ч свежего воздуха, обеспечить летом 90 кВт.
В 90-е годы, когда на рынке было великое множество непрофессиональных компаний, в кинотеатре в лучшем случае установили бы приточную и вытяжную систему на 16000 м 3 /ч и кассетные кондиционеры. Зимой кинотеатр оставался без охлаждения.
В худшем случае — канальный кондиционер с подмесом свежего воздуха. Ни о каком удовлетворении норм речи бы не шло.

Самым распространенным вариантом является следующая схема: центральный кондиционер с секцией рециркуляции и холодильная машина.
В нашем случае центральный кондиционер (приточная система с секцией охлаждения) имел бы производительность около 26 000 м 3 /ч , оснащен секцией рециркуляции, которая поддерживала бы расход уличного воздуха не менее 16 000 м 3 /ч зимой и летом (при максимальной загрузке зала). Остальной воздух забирался бы из помещения, охлаждался и возвращался бы в зал.
К секции охлаждения в центральном кондиционере (испаритель) подключается холодильная машина. В качестве холодильной машины может выступать компрессорно-конденсаторный блок или чиллер.
В случае компрессорно-конденсаторного блока (ККБ) испаритель в центральном кондиционере фреоновый. Испаритель и ККБ соединены между собой медными трубами, по которым течет фреон.
В случае использования чиллера устанавливается водяной испаритель в центральном кондиционере, и по трубам между чиллером и испарителем течет вода.
Кстати говоря, в советские времена повсеместно использовалось необычное техническое решение, которое было к тому же красивым в самом прямом смысле этого слова. Конденсаторы холодильных машин охлаждались фонтанами. Скажем, все фонтаны на ВДНХ использовались именно так — в качестве градирни.
Центральный кондиционер оснащается системой регулирования расхода воздуха. В зависимости от загрузки зала вентиляционная система регулирует расход воздуха, а следовательно и холода.
Еще одним вариантом, который, однако, редко оправдан, является приточно-вытяжная вентиляция и независимая система кондиционирования. В этом случае, вентиляционная система подает не охлажденный летом воздух, а все теплоизбытки в помещении снимается системой кондиционирования. Это могут быть отдельные кассетный или канальные кондиционеры или система чиллер-фанкойлы. Однако, во-первых, эта система дороже, чем первый вариант, а во-вторых, создает трудности, связанные с воздухораспределением. Иначе говоря, в этом случае трудно избежать повышенной подвижности воздуха и ощущения «сквозняка».
Пожалуй, эта схема хоть как-то применима в очень небольших залах.

Самая большая проблема — воздухораспределение

Кинотеатр, как объект для вентиляции, имеет несколько сложностей. Это, прежде всего, высокие потолки и большая концентрация людей. При использовании обычных потолочных решеток мы не доставим необходимое количество свежего воздуха до зрителей, сидящих внизу. При использовании высокоскоростных решеток мы создадим ощущение сквозняка. Если мы установим вентиляционные решетки у пола, то летом ледяной воздух будет стелиться по полу, простужая людей. Установив настенные решетки, мы создадим турбулентность и повышенную подвижность воздуха.
В дополнение к этому, акустики предъявляют к вентиляции особые требования, дизайнеры ограничивают вид и форму решеток и т.п.
Сейчас давайте обратимся к опыту прошлого, а именно, воздухообмены в известнейших театрах и посмотрим, как организован воздухообмен там (использованы данные уникального исследования Т. С. Шубиной, канд. техн. наук, доцент МархИ).
Практически во всех концертных залах и театрах СССР и России использовалась (и используется до сих пор) схема воздухораспределения сверху-вниз. В этом случае приточные решетки располагаются на потолке или на стенах на большой высоте. Воздух поступает вниз со значительной скоростью, перемешиваясь и постепенно нагреваясь и замедляясь на своем пути вниз. Вытяжные решетки располагаются на потолке, под балконами, над сценой.

Зрительный зал театра «Современник» рассчитан на 800 посадочных мест. Он имеет партер на 630 мест (в том числе 170 мест в подбалконной части) и балкон на 165 мест. В техническом этаже над фойе размещены 2 центральных кондиционера производительностью 20 000 м 3 /ч (каждый) и 2 вытяжные установки (с рециркуляцией) производительностью 13 000 м 3 /ч (каждая). Механическая вытяжная установка с забором воздуха через осветительную галерею и через 30 отверстий в потолке зала (для подвески 30 люстр), производительностью 8 000 м 3 /ч, размещены на чердаке. Естественное удаление воздуха через противопожарный клапан сцены предусматривало проектом 15% количества воздуха от подаваемого в зал. Распределение приточного воздуха зала по проекту было следующим:
— 18 700 м 3 /ч воздуха должно подаваться в зал посредством 10 решеток (по 5 штук с каждой стороны зала) на высоте

7,0 м от уровня пола партера или

3,0 м от уровня балкона;
— 18 300 м 3 /ч воздуха должно подаваться в зал посредством двух щелевидных решеток, расположенных в торцевой стене зала под балконом на высоте 3,0 м от уровня пола паркета.
Вытяжные решетки системы были запроектированы под ложами балкона.

Недостатки, выявленные при эксплуатации: потоки воздуха боковой раздачи взаимодействовали со струями, выходящими с большой скоростью из-под балкона, что приводило к интенсивному притоку устремленного к сцене воздуха, отрицательно воздействующего на зрителей. Подвижность воздуха в рабочих зонах партера достигала местами до 4,5 м/с, и вместе с тем центральная часть балкона и последние ряды балкона и подбалконной зоны были застойными.

Были обследованы десятки театров, выполненные по этой схеме воздухораспределения (сверху-вниз), в результате чего стало ясно, что ни в одном из них (!) не были достигнуты комфортные условия.
Вот небольшая выборка из обследованных театров.

Число посадочных мест м 3 /ч на одного зрителя Температура Влажность Подвижность СО2
Большой театр 2200 71 Выше нормы Не соотв. Выше допустимой Выше допустимой
Кремлёвский дворец Съездов 618 43 Выше нормы Не соотв. Выше допустимой Соотв. нормам
Малый театр 750 42 Выше нормы Не соотв. Выше допустимой
Театр на Таганке 730 68 В норме В норме Выше допустимой
ГЦКЗ «Россия» 2512 52 Выше нормы Не соотв. Выше допустимой Выше допустимой
МХАТ 1250 60 Выше нормы Не соотв. Выше допустимой Соотв. нормам

Как мы видим, подавая в 2-3 раза больше свежего воздуха, чем это требуется по санитарным нормам, мы зачастую получаем концентрацию углекислого газа выше допустимой, не говоря уже о температуре и влажности. Не добиваясь необходимых параметров, мы повсеместно имеем подвижность воздуха выше допустимой!
Убедительное доказательство того, что система воздухораспределения «сверху-вниз» не подходит для зрительных залов!
Однако такая схема имеет одно важное преимущество, которое зачастую перевешивает все технические недостатки — относительно низкая цена. Если говорить о согласовании с СЭС, то эту инстанцию интересует, прежде всего, одно — соответствует ли расход воздуха нормам. А поскольку расход обычно даже выше нормы, то проекты «сверху-вниз» получают согласование. Но о цене вопроса мы поговорим чуть ниже.
Вернемся к воздухораспределению. Теперь рассмотрим схему «снизу-вверх», которая носит название «вытесняющая вентиляция».
В основу этой схемы лежит следующие постулаты:
Для борьбы с повышенной подвижностью воздуха требуется подавать воздух не через 10-20 решеток, а через сотни.
Воздух обслуживает ограниченную по высоте рабочую зону — до двух метров от пола (т.е. зону, где находятся зрители).
Качественному и равномерному воздухораспределению способствуют конвективные потоки от зрителей.
Воздух подается через решетки, находящиеся под каждым креслом. Скорость подачи воздуха очень мала — не более 0,3-0,5 м/с. Для того, чтобы схема воздухораспределения работала, очень важно, чтобы температура приточного воздуха была на 2-3 градуса ниже температуры зала. Однако, больший градиент температуры недопустим — зрители почувствуют холодный сквозняк у пола. Прохладный воздух, поступая в зал через решетку под креслом, начинает двигаться вверх под действием конвективных потоков нагретого зрителем воздуха. При этом свежий и прохладный воздух проходит непосредственно сквозь зону зрителя.
Таким образом, медленные потоки свежего воздуха «промывают» весь объем зала. При этом не возникает турбулентности и большой подвижности. При распределении воздуха «сверху-вниз», воздух поступает с потолка или стен с большой скоростью (до 4 м/с), на своем пути очень активно смешиваясь с загрязненным воздухом, поднимающимся к потолку, и эта смесь свежего и загрязненного воздуха устремляется к зрителям. В результате, в зоне дыхания зрителя оказывается не чистый и свежий воздух, а загрязненная смесь.
Именно поэтому, при соблюдении санитарных норм подачи свежего воздуха, мы получаем в большинстве залах повышенную концентрацию углекислого газа в рабочей зоне.
Существует несколько видов воздухораспределителей для вытесняющей вентиляции в кинотеатрах и зрительных залах.
— Напольные перфорированные воздухораспределители.
— Решетки, установленные в вертикальных плоскостях ступеней каждого ряда.
— Решетки, встроенные в спинки кресел.
Расход воздуха через решетки для вытесняющей вентиляции, как правило, составляет не более 70-90 м 3 /ч.
Еще одной особенностью вытесняющей вентиляции является использование пространства под полом зала в качестве огромной статической камеры. Ее наполняет приточный воздух, который потом через решетки равномерно поступает в зал.
Несмотря на очевидные преимущества системы вытесняющей вентиляции, существует множество ее противников. Их доводы таковы: Поскольку система подает воздух с температурой всего на 2 градуса ниже температуры помещения, то для кондиционирования требуется большие расходы воздуха (при обычной, перемешивающей вентиляции, разница температуры приточного и внутреннего воздуха может достигать 10 градусов). Действительно, очевидный минус.
Установка огромной статической камеры и сотен воздухораспределителей усложняет конструктив зала.
«Воздух подается снизу и поднимает пыль». Этот довод не состоятелен, поскольку воздух, поступающий с малой скоростью, не в состоянии поднять пыль вверх.
«А если в зал зайдет рота солдат в кирзовых сапогах?» Не будем рассматривать форс-мажорные обстоятельства! Хотя даже в этом случае вытесняющая вентиляция будет на высоте, ведь одно из главных преимуществ схемы — отсутствие смешивания воздуха.

В то же время, сторонники традиционной системы (сверху-вниз) подчеркивают преимущества своей схемы:
— Малое количество приточных и вытяжных решеток позволяет их легко вписать в интерьер любого кинотеатра.
— Расход воздуха для кондиционирования существенно ниже.
— Схема сверху-вниз позволяет устанавливать доводчики (кондиционеры или фанкойлы), в то время, как в кинотеатрах с вытесняющей вентиляции это недопустимо.

Так как же быть?

Вернемся к нашему кинотеатру: 800 человек, 520 кв.м.

Перемешивающая вентиляция
Вытесняющая вентиляция

Расход свежего воздуха, м 3 /ч
16 000
16 000

Около 90 Квт
Около 90 Квт

Расход воздуха для кондиционирования летом, м 3 /ч
26 000 м 3 /ч (при разнице температуры 9 градусов)
48 000 м 3 /ч

Стоимость оборудования (центральный кондиционер плюс холодильная машина), EUR
ЦК — 24 000 EUR
ККБ — 45 500 EUR
Итого: 69 500 EUR
ЦК — 41 000 EUR
ККБ — 45 500 EUR
Итого: 86 500 EUR

Стоимость воздушной сети, EUR
Оцинкованные воздуховоды:
550 кв.м.*18=10 000 EUR
Решетки:
4 500 EUR
Итого: 14 500 EUR
Оцинкованные воздуховоды и камера статического давления:
40 000 EUR
Решетки:
800*80= 64 500 EUR плюс вытяжные решетки 8 000 EUR
Итого: 112 500 EUR

Итого, разница в цене
Вытесняющая вентиляция при всех равных условиях будет стоить на 138 000 EUR больше.

Расчеты показывают, что применение вытесняющей вентиляции обходится примерно в два раза дороже перемешивающей вентиляции. Для многих заказчиков такая разница в цене заставляет отказываться от вытесняющей вентиляции в пользу традиционной. При этом обращаем внимание, что мы рассмотрели самый экономный вариант напольных воздухораспределителей. Есть ультрасовременные устройства воздухораспределения. Это устройство, сделанное в спинке-«канале» каждого кресла наподобие эжекционного доводчика, имеет камеру первичного воздуха с соплом, рециркуляционное отверстие (ближе к полу с обратной стороны спинки кресла), защищенное регулируемой решеткой, камеру смешения воздуха, изолированную шумопоглощающей облицовкой, и в верхней горизонтальной плоскости спинки кресла — выпускные щели с регулируемыми решетками. В результате, мы получаем индивидуальный климат каждого зрителя! Но подобная система удорожает стоимость системы еще в два раза!

Что ж цена вытесняющей вентиляции зачастую становится решающим фактором в пользу перемешивающей вентиляции со всеми ее недостатками.
В таком случае, как же все-таки сделать максимально эффективную перемешивающую вентиляцию?
Самая главная рекомендация — использовать максимально рассредоточенный способ подачи и забора воздуха. Не следует подавать воздух с помощью нескольких мощных решеток.
Наиболее употребляемая схема — сверху вниз и вверх. Подача осуществляется с потолка, а в крупных залах еще с боков и сзади. Удаление — под экраном (на рециркуляцию) и обычно в задней части потолка для выброса на улицу.
В кинотеатрах сети «Формула Кино» используется следующая схема: рассредоточенные приточные решетки располагаются на потолке над зрителями, а вытяжные — в задней части зала.
Энергозатраты

Зачастую на новых или реконструируемых объектах существует откровенный дефицит тепловой энергии. При этом вентиляция — самый прожорливый потребитель энергии зимой. В нашем примере для обогрева воздуха в мороз требуется 220 Квт/ч тепловой энергии. А для многозального кинотеатра эта цифра приближается к Мвт/ч.
Рассмотрим стоимость теплоносителя для нашего кинотеатра.
В расчете принято: средняя температура в отопительный сезон — 3 градуса, длительность отопительного сезона 180 дней, 12 часов эксплуатации в день, стоимость 1 Гкал — 360 руб.
Итак, стоимость теплоносителя составляет 65 000 руб. в сезон или 1 900 EUR. Однако, при росте за 1 Гкал, цена эксплуатации будет расти.
В случае нехватки тепловой энергии на объекте подвод дополнительных мощностей может стоить десятки тысяч евро.
Для снижения затрат на отопление применяются вентиляционные установки с рекуператором.

Применение нашли три вида рекуператоров: роторный, пластинчатый и гликолевый (с промежуточным теплоносителем).
Вычеркнем из этого списка пластинчатый рекуператор , поскольку в российских условиях он неприменим — при температуре ниже -15 градусов он обмерзает и практически перестает экономить тепло.
Гликолевый рекуператор не обмерзает, но его эффективность снижается при понижении температуры. Лучшие установки с гликолевым рекуператором при температуре -28 градусов имеют эффективность не выше 50%.
Роторные рекуператоры имеют несравненно большую эффективность — до 80%. Зачастую приходится слышать, что роторы обмерзают. Это действительно так, но только на недорогих вентиляционных установках. Опыт нашей эксплуатации вентиляционных установок Swegon Gold с роторными рекуператорами при температуре до -30 градусов показал, что ни один из десяти наблюдаемых роторов не обмерз.
При всех преимуществах роторных рекуператоров, проектные институты все также по старинке зачастую закладывают гликолевые рекуператоры, не смотря на более низкую эффективность, сложность монтажа, дороговизну обслуживания и одинаковую стоимость оборудования.

Загрузка залов

В многозальных кинотеатрах рекомендуется устанавливать независимые приточно-вытяжные установки для всех залов. Это облегчает и удешевляет эксплуатацию, повышает надежность. Кроме того, это не слишком сильно увеличивает общую стоимость оборудования.
При неполной загрузке залов лучше всего использовать частотный регулятор скорости и автоматику с функцией расписания. Опытным путем устанавливается загрузка залов в течение дня и задается нужный расход воздуха в течение дня.

Читайте также:  Что можно залить отопление чтобы не замерз
Оцените статью