Полотенцесушитель не является системой отопления

Полотенцесушитель — это отопительный прибор!?

В межотопительный период коммунальная услуга по отоплению не предоставляется, то есть теплоэнергия для отопления помещений не потребляется. При этом очевидно, что полотенцесушители, установленные в ванных комнатах, тепло выделяют, то есть теплоэнергия потребляется, причем потребляется именно на обогрев помещения. Однако, полотенцесушители подключаются не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения (ГВС), и потребляется через них тепло, содержащееся в горячей воде, предназначенной для использования именно в качестве горячей воды, а не в качестве теплоносителя в системе отопления. При открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета (ОПУ), измеряющего потребленное в помещениях многоквартирного дома (МКД) тепло, теплоэнергия, потребленная через полотенцесушители, учитывается ОПУ в составе тепла, затраченного на нагрев воды до требуемой температуры (компонента ГВС на теплоэнергию). Очевидно, что чем больше тепла потреблено через полотенцесушители, тем больший объем теплоэнергии покажет прибор учета в качестве компонента ГВС на теплоэнергию, что может привести к большему размеру стоимости коммунального ресурса, предъявляемой к оплате исполнителю коммунальных услуг (ИКУ) в пользу ресурсоснабжающей организации (РСО) и большему размеру стоимости одного кубометра горячей воды, предъявляемой к оплате потребителям ГВС в пользу ИКУ.
Полотенцесушитель и система отопления

Полотенцесушитель предназначен для создания комфортного микроклимата, для снижения влажности, для ускорения высыхания воздуха и поверхностей в ванной комнате. Повышенная влажность, которая создается в ванной комнате в силу назначения этого помещения, способствует возникновению плесени, грибков, которые могут причинять вред здоровью человека. Для снижения риска возникновения плесени необходимо тщательно просушивать помещение, и именно для этого и предназначены полотенцесушители.

Читайте также:  Итальянские конвектора для отопления

Немаловажно отметить, что полотенцесушитель должен работать и в отопительный, и межотопительный периоды, и именно поэтому он подключается не к системе отопления, а к системе горячего водоснабжения. То есть, несмотря на то, что полотенцесушитель по своей сути является отопительным прибором и излучает тепло, потребляемое именно на обогрев помещения, полотенцесушитель не относится к системе отопления и технически входит в систему горячего водоснабжения.

Юридически полотенцесушитель также является элементом системы горячего водоснабжения МКД и не относится к системе отопления. При этом площадь ванной комнаты, которую фактически можно признать отапливаемой полотенцесушителем, входит в площадь помещения, используемую при расчете стоимости коммунальной услуги по отоплению. То есть, законом установлено, что ванная комната, как и все прочие части жилого помещения, отапливаются теплоэнергией, потребляемой именно через систему отопления. Факт дополнительного (или отдельного от остальных частей помещения) отопления ванной комнаты полотенцесушителем законом не признается.

Приведенная позиция подтверждается судебной практикой.
Арбитражный суд Архангельской области Решением от 04.02.2016 по делу А05- 14518/2015 (оставленным в силе Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2016 и Постановлением Арбитражного суда Северо- Западного округа от 11.10.2016) установил: « Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление ванной комнаты. Через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению, циркуляцию в них тепловой энергии нельзя расценивать как способ (прибор) отопления ».
Ранее Высший арбитражный суд РФ Определением ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС- 3202/13 установил: «Разрешая спор, суды исходили из того, что по смыслу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации ванные комнаты входят в общую площадь помещений, плата за отопление которых уже включена в плату за отопление помещения в целом».
Таким образом, считать полотенцесушитель отопительным прибором и учитывать теплоэнергию, потребленную через полотенцесушитель, в качестве теплоэнергии, потребленной на отопление, неправомерно.

Читайте также:  Судебная практика индивидуальному газовому отоплению

Учет тепла, потребленного через полотенцесушитель
Возникает вопрос — если потребленное через полотенцесушитель тепло нельзя
рассматривать, как тепло, затраченное на отопление, то каким образом ИКУ и РСО могут получить оплату этого тепла?

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) «В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению».

С учетом того, что полотенцесушители являются элементами системы горячего водоснабжения, многие ИКУ и РСО решили, что потребленное через полотенцесушители (и вообще в системе ГВС в целом) тепло, измеренное ОПУ, можно предъявить к оплате в качестве компонента на теплоэнергию в составе стоимости ГВС.

Однако, необходимо отметить, что такие действия не основаны на законе, поскольку Правила 354 не предусматривают использования при расчете стоимости ГВС показаний ОПУ, измеряющих объем потребления тепла в составе ГВС. Указанный вопрос был рассмотрен Верховным судом РФ, который установил, что при расчете стоимости ГВС использование в расчетах фактически потребленного в составе ГВС тепла неправомерно, а подлежит использованию в расчетах утвержденный субъектом РФ норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Выводы
Полотенцесушители не являются отопительными приборами и не входят в систему отопления . Предъявление к оплате теплоэнергии, потребленной через полотенцесушители, как тепло, потребленное на коммунальную услугу по отоплению, неправомерно. Фактически потребленное через элементы системы ГВС (в том числе и через полотенцесушители) тепло не может предъявляться к оплате потребителям или исполнителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению в составе стоимости ГВС. Применению в расчетах подлежит норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденный уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ.

Для исключения необоснованных убытков у РСО и ИКУ , связанных с превышением фактически потребленной в составе ГВС теплоэнергии над утвержденным нормативом расхода теплоэнергии на нагрев ГВС, представляется единственно верным принимать меры для понуждения органов госвласти субъектов РФ утверждать реальные нормативы потребления теплоэнергии , отражающие фактические затраты тепла в составе ГВС, а не заниженные из популистских соображений нормативы, приводящие к убыткам организаций жилищно-коммунального комплекса.

Полотенцесушитель не является системой отопления

В вопросе отнесения полотенцесушителя к системе отопления существует две диаметрально противоположные точки зрения, что приводит к разногласиям между исполнителями коммунальных услуг и потребителями при осуществлении расчета размера платы за потери, возникающие в процессе использования тепла, потребленного через полотенцесушители в межотопительный период.

Как правило, система теплоснабжения любого многоквартирного дома состоит из двух систем – системы отопления и системы горячего водоснабжения (далее – система ГВС).

При этом, в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома существует 2 типа полотенцесушителей:

полотенцесушитель расположен на трубопроводе отопления;

полотенцесушитель расположен на трубопроводе горячего водоснабжения.

В данной статье речь пойдет именно о полотенцесушителях, подключенных к системе ГВС.

В первом варианте в межотопительный период полотенцесушитель остается холодным, а во втором варианте – полотенцесушитель остается горячим круглый год, поскольку циркуляция воды в нем осуществляется непрерывно, вне зависимости от времени года и суток, что позволяет выполнять функции отопительного прибора и поддерживать необходимый микроклимат и соответствующую температуру в ванной комнате. Следовательно, количество тепловой энергии, отдаваемой полотенцесушителями для поддержания указанных условий должно оплачиваться потребителем.

Говоря о том, что через полотенцесушители в ванной комнате и стояки в неотопительный сезон оказывается услуга по горячему водоснабжению, а не по отоплению, и циркуляция в них тепловой энергии не должна расцениваться как способ отопления, суды исходят из того, что в межотопительный период исполнителем предоставляется только коммунальная услуга по горячему водоснабжению, а обогрев полотенцесушителей производится лишь в связи с предоставлением указанной услуги и не связан с системой отопления.

Так, определением Верховного Суда РФ от 09.10.2017 № 307-КГ17-14330 по делу № А56-71592/2016 было отказано управляющей организации в передаче кассационной жалобы на Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.06.2017 № Ф07-5071/2017. Рассматривая указанное дело, суды руководствовались тем, что в перечень видов коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, содержащийся в пункте 4 Правил 354, такой вид коммунальной услуги, как тепловая энергия на полотенцесушитель, не включен.

В связи с чем, суды пришли к выводу о том, что начисление собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома платы за коммунальную услугу по отоплению в межотопительный период 2016 года, а также платы за тепловую энергию на полотенцесушитель противоречит упомянутым положениям жилищного законодательства.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.03.2018 №N Ф07-1299/2018 по делу № А56-41526/2017

«… нормами, регулирующими правоотношения в установленной сфере, не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (стояках, полотенцесушителях), в качестве платы за отопление.

При таких обстоятельствах суды двух инстанций обоснованно согласились с административным органом о нарушении Обществом положений Правил № 307 и Правил № 354 при расчете размера платы за спорную коммунальную услугу».

Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15.02.2017г. по делу № 33-532/2017:

«…Как видно из ответа ОАО «УК по ЖКХ» от 01.06.2016, в расчет платы за отопление в декабре 2015 — феврале 2016 годов включен объем тепловой энергии, затраченной на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (стояках, полотенцесушителях).

Из счетов квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг усматривается, что вне отопительного сезона в августе 2015, в сентябре 2015, ответчик начислял плату за отопление. Данный факт представителями ОАО «УК по ЖКХ» не оспаривался и свидетельствует о начислении дополнительной платы за горячее водоснабжение.

Между тем, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения в системе, в качестве платы за отопление.

Ссылки ответчика на то, что полотенцесушители фактически выполняют функцию обогрева ванных комнат, то есть отопительных приборов, не могут быть приняты, поскольку через стояки и полотенцесушители оказывается услуга по горячему водоснабжению.

При таких обстоятельствах, следует признать обоснованным суждения истца о неправомерности определения расчетным путем количества тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, в связи с чем имело место фактическое завышение объема потребленной тепловой энергии за отопление и как следствие увеличение платы за данную коммунальную услугу…».

Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 15.02.2017г. по делу № 33-532/2017:

«…Как видно из ответа ОАО «УК по ЖКХ» от 01.06.2016, в расчет платы за отопление в декабре 2015 — феврале 2016 годов включен объем тепловой энергии, затраченной на циркуляцию горячего водоснабжения во внутридомовых сетях (стояках, полотенцесушителях).

Из счетов квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг усматривается, что вне отопительного сезона в августе 2015, в сентябре 2015, ответчик начислял плату за отопление. Данный факт представителями ОАО «УК по ЖКХ» не оспаривался и свидетельствует о начислении дополнительной платы за горячее водоснабжение.

Между тем, ни Правилами № 354, ни иными нормативными актами не предусмотрено взимание платы за тепловую энергию, затраченную на циркуляцию горячего водоснабжения в системе, в качестве платы за отопление.

Ссылки ответчика на то, что полотенцесушители фактически выполняют функцию обогрева ванных комнат, то есть отопительных приборов, не могут быть приняты, поскольку через стояки и полотенцесушители оказывается услуга по горячему водоснабжению.

При таких обстоятельствах, следует признать обоснованным суждения истца о неправомерности определения расчетным путем количества тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения, в связи с чем имело место фактическое завышение объема потребленной тепловой энергии за отопление и как следствие увеличение платы за данную коммунальную услугу…».

Из анализа судебной практики следуют следующие выводы:

если полотенцесушитель подключен к системе ГВС, то он не является отопительным прибором;

тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат определяются в составе тарифов на горячую воду, а не в плате за отопление.

Если обратиться к логике и здравому смыслу, то очевидным становится пробел в законодательстве. Вынося подобные решения судьи наверняка отдавали отчет в том, что, полотенцесушитель, по своей сути, все таки является отопительным прибором, но в силу отсутствия четкого правового регулирования в данном вопросе вынуждены были как могли следовать букве закона.

Но ведь есть же ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия», введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 26.04.2006 № 80-ст, в соответствии с которым отопительным прибором является устройство для обогрева помещения путем передачи теплоты от теплоносителя (вода, пар), поступающего от источника теплоты, в окружающую среду. Полотенцесушитель является отопительным прибором (трубчатым радиатором), предназначенным для обогрева помещений (п. 3.4).

Кроме того, согласно п. 3.18. «ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования» к элементам отопления, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся — полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота.

Складывается впечатление, что эту страну ничем не победить.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь .

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Оцените статью