Ремонт радиаторов водяного отопления

Алюминиевый радиатор отопления: ремонт своими руками, видео

Неисправность батареи с водяным теплоносителем, как правило, выявляется во время отопительного сезона, когда происходит циркуляция жидкости. Нередко ремонт алюминиевых радиаторов отопления выполняют с привлечением сотрудников ЖКХ. Но в большинстве случаев осуществить устранение неполадок можно собственными силами.

Особенности ремонта алюминиевых радиаторов отопления

Отопительные приборы из силумина конструктивно представлены из нескольких секций. В зависимости от технологии изготовления радиатора между собой они соединяются двумя способами:

  • литое оборудование оснащено стальными ниппелями;
  • экструзионное собирают путем склеивания, сварки или развальцовки.

В первом случае число алюминиевых секций можно изменять. Для улучшения прочностных показателей силумина дополнительно производители могут обработать корпус электролитами. Второй вариант является неразборным. В любом случае монолитное исполнение отсутствует, что объясняет риск возникновения неисправностей у отопительного прибора.

Износу, коррозии и механическому воздействию подвергается внутренняя поверхность коллектора и патрубки для подключения к водопроводу

Основные причины разгерметизации отдельных элементов конструкции заключаются в следующем:

  • эксплуатационные характеристики отопительного прибора не соответствуют заданным условиям в конкретном доме (давление, температура, уровень PH);
  • монтаж батареи произведен с нарушениями технологии;
  • загрязненный или агрессивный состав водяного теплоносителя;
  • несвоевременная замена резьбового ниппеля с прокладками;
  • истек срок службы батареи.
Читайте также:  Радиатор отопления стальной трубчатый горизонтальный

Признаки неисправного состояния алюминиевых радиаторов выглядят так:

  • неравномерная температура корпуса отопительного прибора;
  • налет на соединительных узлах;
  • течь в швах или полости корпуса.

Прежде чем начать ремонт алюминиевой батареи, нужно остановить циркуляцию водяного теплоносителя. В случае с автономным водоснабжением эту задачу можно решить самостоятельно. Если в доме проведено централизованное теплоснабжение, то вариантов 2: либо спускают воду с помощью обслуживающего дом персонала, либо перекрывают доступ к жидкости посредством байпаса.

Что нужно для ремонта алюминиевой батареи отопления

Для ремонта алюминиевого радиатора отопления своими руками понадобится набор сантехнического и универсального инструмента. Также необходимы вещества для очистки поврежденного участка корпуса или соединительного узла, материалы для герметизации батареи, защита для напольного покрытия.

Так, понадобятся следующие вспомогательные средства:

  • стальной сантехнический трос;
  • наждачка для устранения наружного нароста коррозии;
  • лимонная кислота или мыльный состав (после замачивания через 2-3 часа корпус простукивают пластиковым или резиновым предметом для отслоения ржавчины, налета и грязи).

Для реставрации радиатора отопления можно использовать следующее:

  • эпоксидная смола с металлическим порошком;
  • густотертые белила с добавлением цинка;
  • герметик, устойчивый к воде и нагреванию, хорошо контактирующий с металлом;
  • холодная сварка с допустимой эксплуатацией при температуре до +100 градусов;
  • припой в случае работы паяльником.

Для демонтажа батареи понадобится разводной или гаечный, ниппельный ключ. Под алюминиевый радиатор можно постелить фанеру, ветошь или пленку. Дополнительно нужно поставить емкость для стекающей воды. Для сборки и установки оборудования также пригодится лен или фум-лента, фиксирующие хомуты, стяжки, проволока (зависит от используемого ремонтного состава).

Как отремонтировать алюминиевый радиатор отопления

Часто неисправность алюминиевого радиатора сводится к разгерметизации корпуса или соединительного узла. Поэтому ремонт отопительного прибора начинается с выявления причины повреждения. Если батарея старая, то проще ее заменить полностью. Другой вариант предусматривает аналогичное действие с неисправной секцией. Третий подход заключается в определении места протечки и последующей реставрации алюминиевого оборудования.

Поиск поврежденного участка

Чаще происходит разгерметизация в узловых соединениях. Осмотр стыков между алюминиевыми секциями и водопроводом, как правило, сразу приносит результат. Нижние контакты можно проверить на ощупь.

Если визуально повреждение с помощью зеркала и фонарика не выявлено, то эффективным способом также является погружение прибора в воду.

Отсутствие повреждений

Отсутствие видимых повреждений батареи говорит о воздухе в корпусе. Тогда достаточное его спустить посредством специального крана. Если изменений не произошло, значит, образовался засор внутри секций. В этом случае понадобится снять и прочистить коллектор с патрубками.

Повреждение ниппеля или износ прокладок

Пустой алюминиевый радиатор достаточно снять с крючков или поддерживающих кронштейнов. Дополнительных фиксаторов, как правило, не существует. Фильтр и секции промывают мыльной проточной водой.

Важно! Во время разборки отопительного прибора нужно учесть следующее:

  • откручивание ниппеля происходит медленно, чтобы не сорвать резьбу;
  • направление маркирует производитель: D-правая, S-левая;
  • нижний и верхний элемент поочередно вращается в пол оборота, что исключает срыв и повреждение алюминиевых секций.

Все составляющие элементы подлежат промыванию, это позволит определить повреждение соединительных и уплотнительных элементов, а не корпуса, достаточно заменить прокладки и ниппель

Устранение повреждения корпуса

Строительный материал для ремонта батареи, называемый холодной сваркой, перед применением необходимо размять. Поверхность неисправного участка отопительного прибора при этом должна быть чистой и сухой. Далее массу наносят на трещину в корпусе или на узловое соединение по аналогии с пластилином. После застывания сварки алюминиевым радиатором отопления можно пользоваться. Альтернативным средством может служить герметик или смесь эпоксидной смолы с алюминиевым или бронзовым порошком.

Другой вариант исправления небольших дефектов батареи предусматривает наличие паяльника. Алюминий при контакте с кислородом покрывается окислительной пленкой. Чтобы она не мешала реставрации отопительного оборудования, нужно покрыть зачищенный участок флюсом с железом и канифолью. Припой далее помещают под защитное покрытие.

Наиболее эффективный способ устранения неполадки заключается в использовании аргонной сварки, так как результат характеризуется долговечностью, превышающей один отопительный сезон

Сборка, установка и запуск

Процесс сборки алюминиевого радиатора осуществляется после просушки используемого ремонтного средства и внутренней поверхности корпуса в целом. Порядок действий аналогичен демонтажу, только последовательность обратная.

Перед подключением проверить радиатор отопления можно с помощью напора воды. Его создает душевой шланг. Дополнительно можно наполненную батарею оставить на некоторое время в ванной. Если ремонт произведен качественно, то жидкость не проступит. Тогда допускается установка и подключение оборудования к водопроводу.

Советы профессионалов

При использовании холодной сварки в процессе ремонта отопительного оборудования для упрочнения состава дополнительно специалисты советуют воспользоваться бинтом или тканью с редким плетением. Материя будет служить в качестве армирования. Также поверх этого можно закрепить металлический хомут с прорезиненной вставкой.

При разборке алюминиевых секций латексные прокладки стоит заменить в любом случае. Причиной тому является редкое мероприятие по обслуживанию отопительного оборудования.

Перед покупкой нужно обращать внимание на тип подключения алюминиевого прибора. Если оно боковое, то регулировать количество секций не сложно. Другое исполнение, как правило, сопровождается дополнительным укорачиванием или наращиванием трубопровода.

Также выбор алюминиевой батареи должен регламентироваться особенностями централизованной системы отопления, если подключение будет осуществлено к ней. В частности, нужно выяснить рабочие давление и температуру в сети.

Заключение

Ремонт алюминиевых радиаторов отопления нередко производят с помощью специалистов. С заменой прокладок, регулировкой числа секций или исправлением небольших повреждений можно справиться самостоятельно. Это позволит сэкономить денежные средства, которые можно направить на приобретение материалов более высокого качества. Последнее, как правило, обеспечивает надежный и долговечный результат.

Ремонт батарей отопления из чугуна и биметалла своими руками

Городская теплосеть – не самая экономичная схема. Со временем отопительные блоки (радиаторы) засоряются и теряют эффективность, происходит разгерметизация при запуске, требуется срочный ремонт батарей отопления. Иногда достаточно только сделать промывку и/или произвести покраску, но есть и «тяжелые» случаи, требующие сварки или пайки. Есть свои особенности в том, как ремонтировать чугунное и биметаллическое тепловое оборудование.

Ремонт батарей можно осуществить своими руками

Распространенные причины неисправностей радиаторов

Городская система имеет и свои преимущества – всего лишь оплачивая коммунальные услуги, в отопительный сезон хозяева получают горячий теплоноситель в квартире. Особого ухода не требуется, но со временем засоряются трубы или появляется течь.

Основные причины проблем, связанных с необходимостью заняться улучшением качества теплоснабжения, обновления внешнего вида или полной заменой батарей:

  1. Снижение тепловой отдачи (батареи еле-еле теплые, а трубы горячие).
  2. Ухудшение внешнего вида (облупившаяся краска, сколы, ржавые подтеки).
  3. Несоответствие модели радиатора схеме замкнутого контура.
  4. Многочисленные следы ремонта батареи на скорую руку (хомуты, обмотки, неумелая сварка швов с наплывами), доставшиеся после прежних хозяев в приобретенной квартире.
  5. Засорение труб низкокачественным теплоносителем (органический осадок, ржавчина, кальциевый налет), из-за чего батареи холодные, практически не прогреваются, нужна прочистка или продувка.
  6. Необходимость в ремонте по причине заметного разрушения резьбовых соединений и крана Маевского.
  7. Шумит батарея – грохот, щелчки, потрескивания (причины разные, их могут диагностировать и устранить только специалисты). Если трубы и радиаторы сделаны из разного металла, у них отличается коэффициент теплоемкости, скорость прогревания и расширения. В некоторых случаях шум и треск – предупреждение о предстоящем разрыве соединения.
  8. Воздушные пробки – признак неправильной установки батарей и отсутствия и воздухоотводчика. Газ постепенно выделяется из воды, при низком давлении завоздушивание происходит в верхней точке контура или на поворотах.
  9. Постепенное разрушение батарей из алюминия (вследствие электрохимической коррозии от несовместимости с медью в деталях котла или из-за высокой кислотности теплоносителя).

Неравномерный нагрев радиатора может говорить о засорении некоторых секций

Полезный совет! Приступать к плановому ремонту чугунных батарей (или из другого металла) лучше по завершении отопительного сезона или накануне.

Профилактика течи в отопительной системе

Иногда приходится обращаться к специалистам, хотя многое можно сделать самостоятельно. Владельцам частного сектора приходится много делать своими руками, чтобы удешевить ремонт. В большинстве случаев можно справиться самому, имея инструмент и подручные средства.

Чтобы не затопить соседей и не делать повторного ремонта, рекомендуется иметь все необходимое для экстренного устранения протечки под рукой. Любой легкий ремонт начинаются с подготовки инструмента:

  • разводной ключ № 2, 3 для сантехнических работ;
  • радиаторный ключ под ниппели 5/4 (старая «гармошка») или под ниппель 1 (современные модели);
  • отрезок трубы, который помогает провернуть ключ;
  • герметик, силиконовый клей или другой аналог;
  • пакля с солидолом;
  • хомуты подходящего размера;
  • эластичные жгуты или полоски резины;
  • «холодная сварка» или другой двухкомпонентный полимер, образующий при реакции твердое вещество.

После временного устранения проблемы все равно потребуется капитальная реставрация чугунного прибора.

Обратите внимание! Под батареей не всегда видна лужица. Иногда разгерметизацию секций можно обнаружить только по повышенной влажности в отдельной комнате.

Хорошо, если есть навык накладывания хомутов на небольшую трещину в трубах или в местах соединения. Для этого потребуется перекрыть подачу теплоносителя в квартире или отдельной комнате и заблокировать место разгерметизации.

Холодная сварка — быстрая помощь для устранения небольшой течи в батарее

После выполнения простейших манипуляций по обработке стыка и наложения хомута можно возобновить подачу горячей воды. Рекомендуется проверить, нет ли завоздушивания (открыть воздуховыпускной клапан при небходимости). Все этапы доступны для самостоятельного выполнения. Но это временная мера, не стоит откладывать замену изношенных радиаторов на неопределенный срок.

Диагностика состояния батарей

Течь батареи имеет причину, поэтому желательно устранить именно ее, а не только последствия разрушения целостности. Чаще всего предстоящий прорыв заранее напоминает о себе «симптомами».

Важно! Бессмысленно подставлять миску под протечкой – возможна большая проблема с прорывом в отсутствие хозяев квартиры. Лучше сразу же постараться исправить положение, если трещина образовалась в доступном месте.

Нередки случаи, когда соседи снизу жалуются, что их затопили, а в квартире нет никаких признаков – краны закрыты, батареи не текут. Есть 2 вероятные причины – трещина в трубе по стояку между перекрытиями.

Только специалисты могут определить место протечки и варианты устранения проблемы. Если нет возможности провести профилактический ремонт батарей отопления, следует разобраться с причиной, вызвавшей неисправность. Если радиатор не подлежит починке, его надо снять и заменить новым.

Рано или поздно прохудившийся радиатор придется заменить на новый

Простейшая профилактика заключается в продувке засорившихся радиаторов, завершающаяся их покраской. После комплексного ремонта и прочистки системы отопления эффективность старых батарей возрастет, продлится срок эксплуатации. Не каждый состав подходит для окрашивания батарей, нужна специальная термостойкая краска, старый слой рекомендуется снять специальной «смывкой».

Как промыть батареи

Через каждые 2-3 года следует проводить профилактическое промывание. Что оно дает:

  • очистка увеличит просвет в трубах и радиаторах, исключив перепады давления;
  • улучшит пропускную способность системы, повысит КПД отопления;
  • выявит слабые места как внутри батарей, так и во всем замкнутом контуре.
  • радиаторы будут отдавать все тепло в помещение.

Обратите внимание! Продувку делают специальным пневматическим оборудованием. Промыть же радиаторы можно своими руками одним из наиболее доступных методов.

Батареи невозможно промыть в домашних условиях без отсоединения блоков от труб и отключения общего отопления. Обычно внутри них много грязи, поэтому необходимо заранее подготовить помещение, на пол постелить непромокаемую ткань, убрать шторы. При отсутствии крана слив теплоносителя из системы усложняется, для этого нужна широкая емкость под батареей.

Радиатор отсоединяют от линии теплосети разводным ключом для сантехнических работ. Слив из него воду, переносят в ванную или подсобное помещение для дальнейшей промывки. Грязь, состоящая из органического осадка, кальция и ржавчины очень едкая, с неприятным канализационным запахом, поэтому ванну лучше обложить клеенкой или брезентом, который потом лучше выбросить. Промываемый радиатор лучше ставить не на дно ванны, а на деревянный щит или пластиковый поддон.

Через отверстия, в которых были заглушки, под напором подается вода, например, из шланга, очистка продолжается до тех пор, пока подаваемая вода не будет совсем прозрачной. Для усиления эффективности рекомендуется добавлять реактивы, которые нейтрализуют неприятный запах и удалят ржавую накипь:

  • средства для прочистки раковины;
  • туалетный «Утенок»;
  • кальцинированная сода с уксусом;
  • «Крот» или его аналог;
  • раствор хлорки или «Белизны»;
  • любое другое средство для сантехнической чистки труб.

Средство можно залить в радиатор и оставить на ночь для перманентной реакции. После промыва заглушки и краны ставят на место, радиаторы подсоединяют к трубам. После проверки герметичности соединения можно включать общее отопление. Соединения, которые вызывают сомнение, можно усилить «холодной сваркой».

Самая эффективная промывка возможна только при помощи специального оборудования

Особенности ремонта биметаллических радиаторов

Заменой или реставрацией старых батарей следует заняться перед началом отопительного сезона, когда проверяют испытания системы отопления.

Алгоритм действий выглядит так:

  1. Перекрыть подачу теплоносителя.
  2. Снять алюминиевый кожух с биметаллической конструкции, если это возможно, обнажив трубчатый стальной распределитель, чтобы лучше были видны проблемные участки.
  3. По возможности слить остатки воды из радиатора, просушить швы феном.
  4. На проблемном участке провести герметизацию подходящим средством – силиконовый герметик, холодная сварка, жидкие гвозди, пакля с солидолом, бинт с эпоксидной смолой, другая «скорая помощь».
  5. Выдержать регламент для полимеризации, если того требует инструкция к применению (солидол не твердеет).
  6. Обрабатываемый стык перемотать бинтовой резиной и установить хомут, максимально стянув винтами.
  7. Подключить батарею к общему отоплению, убедившись, что течь устранена.

Иногда визуально сложно определить, где произошло засорение труб. Сложно сразу сказать, почему не греет тот или иной радиатор в квартире – стальной, чугунный или алюминиевый. В этом случае нужны специалисты с диагностической аппаратурой. Потребность в промывке радиатора или продувка труб – грязный процесс. Надо быть готовым к тому, что корпуса радиаторов придется снимать, после делать генеральную уборку или даже косметический ремонт.

Особенности ремонта чугунных радиаторов

При небольшой разгерметизации на чугунной батарее могут появиться ржавые разводы, в комнате повышается влажность, может «гулять» канализационный запах. Это свидетельствует о том, что прорыв небольшой, скорее, небольшая трещина на соединении секций «гармошки».

Чугун не поддается сварке или пайке, поэтому потекшую чугунную батарею лучше заменить сразу

Между секциями сложно поставить хомут или зафиксировать его до максимального зажатия. Возможно, будет достаточно наложения латки из «холодной сварки», поверх которой делают резиновую обмотку. Это временная мера, по завершении отопительного сезона чугунные батареи придется менять.

При гидроударе или испытаниях системы в несколько атмосфер может произойти разрыв небольшой трещины. Горячая вода может бить буквально фонтаном. Тогда вызывают аварийную бригаду, предварительно перекрыв подачу теплоносителя.

Итак, очевидно, что мелкий ремонт прохудившихся батарей отопления – временная мера. Такой «скорой помощи» достаточно при небольшой протечке в самый разгар отопительного сезона. Отложив замену прохудившихся батарей до завершения зимы, не стоит рисковать, думая, что этого вполне достаточно, капитальный ремонт больше не нужен. В любой момент может произойти авария, даже если латка или хомут установлен на совесть. По завершении ремонта желательно перекрасить батареи, особенно если на них есть следы «ржавых» разводов.

Оцените статью