Заполнение системы отопления антифризом схема

Содержание
  1. Антифриз для системы отопления дома: свойства, виды, как закачать
  2. Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения
  3. Когда выполняется заполнение теплоносителем
  4. Чем закачать теплоноситель
  5. Погружной насос
  6. Дренажный насос
  7. Технология заполнения: куда подавать теплоноситель
  8. Заполняем систему снизу
  9. Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху
  10. Как закачать теплоноситель в закрытую инженерную сеть
  11. Выбор величин давления в системе и расширительном бачке
  12. Заключение
  13. Циркуляционный насос для отопления с антифризом
  14. Тип теплоносителя системы отопления
  15. Циркуляционный насос и особенности принудительной системы отопления
  16. Выбор циркуляционного насоса
  17. Особенности использования незамерзающих жидкостей
  18. Применение фабричных составов
  19. Водно-спиртовая смесь кустарного производства
  20. Самостоятельная заливка в систему

Антифриз для системы отопления дома: свойства, виды, как закачать

После монтажа всей системы, после того как установили котел, трубы и радиаторы осталось последнее – наполнить теплоносителем систему отопления.

Тут существуют некоторые особенности в зависимости от следующих факторов:

  • Какая система – ЗАКРЫТАЯ или ОТКРЫТАЯ
  • Какой теплоноситель используется – ВОДА или АНТИФРИЗ

Итак рассмотрим случай, когда в качестве теплоносителя используется вода. Вода – это хороший теплоноситель, он не разъедает систему отопления, как некоторые дешевые теплоносители. Кроме того герметичность всех соединений, стыков, сварных швов прекрасно выдерживает воду, а вот некоторые антифризы не выдерживает, и они в результате могут потечь. Такое например происходит при использовании в качестве теплоносителя отработанного машинного масла.

Но использование воды в качестве теплоносителя можно допустить только в том случае, если дом отапливается постоянно. Это, например, бывает в случае ПМЖ в доме на газовом отоплении. Если же дом топится периодически, то использовать воду в качестве теплоносителя нельзя. Такое бывает например при использовании твердотопливного котла, который топится периодически. Если заморозить систему с водой, то все трубы просто разорвет.

Читайте также:  Чем опасен газ для отопления

Но для постоянного отопления на газе или дизельном топливе вода – отличный теплоноситель. И заполнять в таком случае систему не составляет большого труда. В такой системе должна быть СИСТЕМА ПОДПИТКИ водой. Ведь даже в закрытой отопительной системе часть теплоносителя выходит со временем в атмосферу в виде пара, либо при сбросе излишнего давления через предохранительный клапан. Кран подпитки идет от существующей водопроводной системы.

Открытая и закрытая системы отопления: принцип заполнения

Открытая система оснащается расширительным бачком в своей верхней точке. Поверхность жидкости-теплоносителя в нем непосредственно соприкасается с атмосферным воздухом. Закрытая система оснащена мембранным расширительным бачком, герметически изолированным от атмосферы.

Отопительные системы любого типа можно заполнять следующим образом:

  • водопроводной водой, подаваемой в нижнюю точку системы – через подпиточный вентиль;
  • водой (дистиллированной) или антифризом, подавая жидкость из емкости (колодца, водоема):
  • наливом вручную и/или посредством насоса в верхнюю точку (штуцер под воздухоотводчик или через открытый расширительный бак);
  • закачиванием насосом через нижнюю точку – подпиточный вход.

Многим домовладельцам известен простейший (и наихудший!) способ заполнения открытых систем через расширительный бачок. Вода/антифриз заливаются внутрь с перерывами для выпускания воздуха. Повторять этот способ в закрытых системах, используя патрубки верхних воздухоотводчиков, не рекомендуется. Воздух, изначально заполняющий систему, проходит вверх через слой заливаемой воды, растворяясь в ней. Воздушные пробки, препятствующие току воды по трубам и радиаторам, будут вам гарантированы.

Тогда как заполнить систему отопления закрытого типа? Рекомендуемым способом заполнения любых систем отопления является подача жидкости под давлением (из водопровода или емкости посредством насоса) через нижний подпиточный вентиль.

Расположение узла подпитки системы отопления.

Когда выполняется заполнение теплоносителем

Известны всего две ситуации, требующие выполнения данной технологической операции:

  • запуск отопления в эксплуатацию (в начале отопительного сезона);
  • повторный пуск после проведения ремонтных работ.

Обычно воду-теплоноситель сливают поздней весной по двум причинам:

  1. Вода неизбежно загрязняется продуктами коррозии (внутри радиаторов, металлопластиковые и полипропиленовые трубы ей не подвержены). Оставив старую воду на новый сезон, рискуете сломать циркуляционный насос твердыми загрязнениями.
  2. Незапущенные залитые системы загородных домов могут «разморозиться» при внезапном похолодании – такие случаи нередки. В этом смысле предпочтителен теплоноситель-антифриз. Качественный состав обладает высокими антикоррозионными свойствами, повышающими «межсливной» интервал до 5-6 лет. Известны случаи бесперебойной работы отопления на одном и том же объеме антифриза 15-17 лет. Низкокачественный антифриз рекомендуется сливать через 2-3 года.

Закачка антифриза в систему отопления.

Чем закачать теплоноситель

Насосы для заполнения контура антифризом могут быть разными. В этом качестве подходит любой водяной насос, который применяется в водоснабжении, так как правильно заливать антифриз в систему отопления можно любым нагнетателем давления достаточной мощности. Так выделяют ручные и электрические насосы, которые могут прокачивать жидкость разными способами. Одни из них погружаются в теплоноситель, а вторые нет.

Погружной насос

Вибрационные погружные насосы работают при полном погружении в антифриз. К таким приборам относится всем известный «Малыш». Следует сказать, что нет специального насоса для заполнения системы отопления антифризом. Все агрегаты имеют широкий спектр применения в хозяйстве. Так, например «Малыш» может не только закачивать антифриз в контур, а и поднимать воду со скважины.

“Малыш” – погружной роторный насос

Преимущество погружного насоса:

Таким насосом можно делать все — от полива грядок до подачи воды из колодца. У него металлический корпус, что делает прибор надежным и крепким. Характеристики:

  • способен прокачивать 430 л в минуту;
  • отдаленность от источника питания составляет до 40 м;
  • два вида забора жидкости (верхний, нижний);
  • поднимает столб жидкости на высоту 40 м;
  • потребляет не больше 250 Вт в час.

Жидкость с десяти метров создает давление в одну атмосферу, получается что «Малыш» способен накачать до четырех атмосфер. Такой мощности более чем достаточно для автономной системы отопления. Как известно давление в ней не превышает двух атмосфер, нормой считается показания манометра в полторы атмосферы.

С учетом высокой скорости нагнетания, обыкновенную систему, в которой до 100 литров теплоносителя, такой насос накачает за несколько минут. Принцип работы заключается в том, что антифриз поступает сразу в насос через отверстия в корпусе и по шлангу подается в контур.

Так как заправить систему отопления антифризом нужно, избегая попадания в трубы грязи, очень удобно, что в приборе установлены фильтры, которые задерживают даже мелкие частицы загрязнений.

Чтобы закатать антифриз в контур отопления потребуется бочка, в которую он будет налит. Затем в бочку ложится насос, а шланг соединяется с патрубком подпитки.

Дренажный насос

Дренажный погружной насос

Дренажные насосы тоже относятся к погружным, но только их основное предназначение отличается от того же «Малыша». Такой вид нагнетателя разработан специально, чтобы откачивать воду с подвалов или даже с земельных участков. Особенностью такого агрегата является его способность пропускать большие частицы, размер которых варьируется в пределах до 35 мм.

Технология заполнения: куда подавать теплоноситель

Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.

Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.

Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.

Конструкция типового узла слива/подпитки.

Заполняем систему снизу

Итак, вернемся к закачке жидкости в систему. Используем емкость подходящего объема (хорошо подходит пластиковая бочка объемом 200 л). Опускаем в нее насос, создающий требуемое для закачки жидкости давление не выше 1,5 атм (типовое значение в диапазоне 1-1,2 атм). Такое давление требует создание насосом напора величиной 15 м (у погружного «Малыша» он достигает 40 м).

Заполнив бочку водой, запускаем насос, следя за уровнем жидкости, должным располагаться выше его входного патрубка для предотвращения «завоздушивания». Уровень снижается – доливаем воду. Закачивать антифриз следует из емкости меньшего объема (ведра), чтобы не погружать в жидкость корпус погружного насоса (и потом не мыть) – достаточно погрузить входной патрубок. Доливать антифриз придется часто, отключая периодически насос.

Заполнение системы выполняется при открытых кранах Маевского на установленных радиаторах отопления с подставленными емкостями для сбора воды. Когда жидкость пойдет из всех воздухоотводчиков, закрывают краны, продолжая процесс закачки.

Контролируем давление по манометру (подойдет прибор котла). Когда его величина превысит гидростатическое, равное давлению в столбе жидкости высотой от нижней до верхней точки системы (высота 5 м дает статическое давление 0,5 атм), продолжаем заполнять систему, отслеживая по манометру момент достижения давлением требуемой величены.

Закачивание антифриза насосом «Малыш».

Заполнив систему, выключаем насос, открываем воздушные краны (давление неизбежно упадет), после чего подкачиваем воду. Процесс повторяем несколько раз, вытесняя воздушные пузыри.

Завершаем заполнение осмотром системы на наличие подтеканий. После выключения насоса в шланге, подсоединенном к выходному патрубку, жидкость находится под давлением. Если закачивался антифриз, сначала отсоединяем шланг от входного патрубка насоса и сливаем жидкость в емкость, стараясь не облить корпус механизма.

Как правильно заполнить систему отопления закрытого типа сверху

Если нет электрического насоса, то заполнение системы, имеющей перепад высот нижней и верхней точек от 10 м, посредством ручного насоса является процедурой довольно утомительной. В этом случае закрытая система может заполняться через верхнюю точку (например, штуцер присоединения автоматического воздухоотводчика) самотеком с открытым сливным краном в нижней точке до начала вытекания из него воды. Сливной кран перекрывается, и мы имеем в нижней точке системы статическое давление, равное давлению в столбе жидкости до верхней точки (при 10 м давление будет 1 атм).

Теперь нужно повысить давление до расчетного уровня не выше 1,5 атм. К любому штуцеру системы подсоединяем через шаровый кран обычный поливочный шланг порядка 1,5 метра длинной. Придумываем на него легкосъемный переходник к шлангу обычного автомобильного насоса с манометром. Заливаем выпрямленный вертикально шланг водой, присоединяем через переходник насос и воздухом закачиваем воду из шланга в систему. Перекрываем шаровый кран. Достаточно 3-5 повторений процесса для повышения исходного статического давления в любой точке системы на 0,5 атм. Следует избегать накачивания внутрь нее воздуха.

Закачка антифриза ручным насосом.

Как закачать теплоноситель в закрытую инженерную сеть

Для закачки жидкости необходимо подготовить:

  • резервуар под гликолевые составы или смягченную воду;
  • насос;
  • манометр;
  • шланги.

Заполнить своими руками контур закрытого типа можно через обратный клапан на подпиточной врезке или шаровой кран в самой низкой точке системы, предназначенный под слив жидкости. Перед началом работы проверяется его прочность и работоспособность.

  1. Рассчитанный объем теплоносителя заливается в приготовленную емкость, из нее насос нагнетает жидкость в отопительный контур. Перед закачкой открывается запорная арматура и вентиль на расширительный бак. Насос производит заполнение, пока не установится давление 1,5 атмосферы. При этом значении расширительный бак будет частично наполнен. Отключив насос, нагнетающий жидкость, на время включают циркуляционный агрегат.

Пришло время своими руками спустить воздух из радиаторов. Специальным ключом или отверткой открывают краны Маевского, установленные на батареях.


Проводить процедуру нужно пока из крана не потечет жидкость. Спускать воздух начинают с нижних этажей, постепенно перемещаясь на верхние. Работая с трубами, наполненными гликолевыми составами, особенно актуально привлечение помощника. Он сможет контролировать их слив из батарей, не допуская лишнего расхода дорогостоящего состава. Удаление воздуха – важный этап работы, его выпускают не только из труб, но и из котла (через автоматический воздухоотвод), а также из оборудования циркуляции, открутив винт насоса. Если система имеет автоматические клапаны, то своими руками делать ничего не придется.

  • После выхода воздуха давление упадет, поэтому снова включают насос, чтобы закачать антифриз до номинального показателя.
  • Выбор величин давления в системе и расширительном бачке

    Чем выше рабочее давление теплоносителя, тем меньше вероятность попадания воздуха в систему. Нужно помнить об ограничении рабочего давления величиной предельно допустимой для отопительного котла. Если при заполнении система было достигнуто статическое давление 1,5 атм (15 м водяного столба), то циркуляционный насос напором в 6 м вод. ст. создаст на входе в котел давление 15+6=21 м водяного столба.

    Некоторые типы котлов имеют рабочее давление порядка 2 атм=20 м вод.ст. Будьте внимательны, не перегружайте теплообменник котла недопустимо высоким давлением теплоносителя!

    Мембранный расширительный бак поставляется с заводским настроечным давлением инертного газа (азота) в газовой полости. Распространенная величина его равна 1,5 атм (или бар, что почти то же самое). Уровень этот можно поднять, подкачав в газовую полость воздух ручным насосом.

    Изначально внутренний объем бака полностью занят азотом, мембрана прижата газом к корпусу. Именно поэтому закрытые системы принято заполнять до уровня давления не выше 1,5 атм (максимум 1,6 атм). Тогда установив расширительный бак на «обратку» перед циркуляционным насосом, мы не получим изменения его внутреннего объема – мембрана останется неподвижной. Нагрев теплоносителя приведет к росту его давления, мембрана отойдет от корпуса бака и сожмет азот. Давление газа повысится, уравновесив давление теплоносителя на новом статическом уровне.

    Уровни давления в расширительном бачке.

    Заполнение системы до давления в 2 атм позволит холодному теплоносителю сразу поджать мембрану, которая сожмет азот также до давления 2 атм. Нагрев воды от 0 °С до 100 °С увеличивает ее объем на 4,33 %. Добавочный объем жидкости должен поступить в расширительный бак. Большой объем теплоносителя в системе дает большое его приращение при нагреве. Слишком большое первоначальное давление холодного теплоносителя сразу израсходует емкость расширительного бака, ее не хватит для приема избытка нагретой воды (антифриза). Поэтому важно заполнять систему до правильно определенного уровня давления теплоносителя. Заполняя систему антифризом, нужно помнить о его большем, чем у воды, коэффициенте теплового расширения, требующем установки расширительного бака большей емкости.

    Заключение

    Заполнение закрытых систем отопления – не просто стандартная заключительная операция перед запуском в эксплуатацию. Правильное или неправильное выполнение этого этапа может серьезно повлиять на рабочие характеристики системы, в худшем случае даже вывести ее из строя. Соблюдение технологии заполнения – ключ к получению стабильно работающего отопления.

    Циркуляционный насос для отопления с антифризом

    Циркуляционный насос в современной отопительной системе является необходимой составляющей. Эффективная работа системы и не представляется без его применения .

    Прокладка и расположение отопительной системы осуществляется по предварительно составленному плану.

    Расстановку радиаторов, котла и труб рекомендуется планировать при проектировании дома, чтобы установленные инженерные системы не влияли на оформление интерьера.

    Тип теплоносителя системы отопления

    Для обогрева частного дома используют отопительные системы с различными типами теплоносителя. Наименее распространена паровая система. Кипящая вода в котле распределяется по трубопроводу в виде газа и отдает тепло помещению. При остывании происходит конденсация пара в воду с последующим возвратом в котел и подогревом до состояния пара.

    Такой высокотемпературный способ отопления быстро прогревает комнаты, при этом циркуляция пара происходит естественным образом, без необходимости прокачки насосом. Пар может быстро подниматься по магистрали в многоэтажных строениях. При этом трубопровод и котел сильно нагреваются, что приводит к температурному износу звеньев цепи.

    Жидкий теплоноситель такую проблему не создаст. Чаще для отопления используют водопроводную воду, реже – чистый антифриз.

    Обращаем Ваше внимание, что использование антифриза в качестве теплоносителя пагубно сказывается на циркуляционном насосе.

    Современные производители насосов не рекомендуют использовать антифриз более чем 25 % в составе теплоносителя, при этом гидравлическая часть насоса должна иметь катофорезное покрытие.

    Так например ряд компаний, таких как Grundfos, Wilo, DAB, имеют серии насосов со специальным катафорезным покрытием, которое служит для защиты коррозии металла внутри насоса от агрессивной среды антифриза.

    Вариант антифриз с водой выделяется универсальностью и простотой использования. Не требуется сливать жидкость в зимний период при необходимости отключения отопления. Вода прекрасно совмещается с антифризом и хорошо обогревает дом.

    Теплоемкость антифриза гораздо ниже. При нагреве вещество сильнее испаряется, поэтому в системах без расширительного бака его не используют.

    Места соединения отопительной магистрали требуется тщательно проверять на герметичность, иначе из-за повышенной скорости течения теплоносителя высока вероятность разрывов на стыках.

    Подобный тип теплоносителя уместен только для одноконтурных котлов. Из-за сильной токсичности вещества рекомендуется вместо него использовать воду.

    Циркуляционный насос и особенности принудительной системы отопления

    Циркуляционный насос играет огромную роль в принудительной системе отопления.. Оборудование обеспечивает прокачку теплоносителя в системе, не допуская появления воздушных пробок. При этом в трубопроводе поддерживается постоянная скорость течения теплоносителя за счет разницы давления.

    Принудительная циркуляция уместна в системах с узкими трубами. Она улучшает теплообмен и эффективность обогрева. Насос – энергозависимый элемент, поэтому перед его установкой необходимо предусмотреть вариант подключения к электросети. Расход электричества у него минимален.

    Потребляемая мощность современных насосов с мокрым ротором от 3 до 50 Вт. Размещать циркуляционный насос необходимо таким образом, чтобы вал оставался строго по горизонтали. Установка циркуляционного насоса способствует скорейшему продвижению теплоносителя по всей системе и таким образом обеспечит равномерное распределение тепла по всем комнатам в доме.

    Производители насосов , для установки в домах индивидуального пользования, рекомендуют использовать так называемый насос с мокрым ротором. Ротор такого насоса вращается, охлаждается и омывается внутри теплоносителя. Такой тип циркуляционных насосов очень тихий и не мешает домочадцам

    Выбор циркуляционного насоса

    В большинстве моделей настенных котлов циркуляционный насос встроен в корпус прибора. Для напольных котлов насос как правило, приобретают дополнительно. В действующих системах старые насосы с явными неполадками или завышенным энергопотреблением подлежат замене на современные модели. Насосы различаются напором и производительностью и подбираются в зависимости от мощности котла:

    • до 30 кВт – насос с производительностью 1-2 м3/ч и максимальным напором до 4 м; • номиналом 30-40 кВт – прибор с производительностью 1,5-3 м3/ч и напором до 6 м;

    • свыше 40 кВт – оборудование с производительностью 2,5-4 м3/ч и напором до 7 м.

    При выборе конкретной модели обратите внимание на энергопотребление. Чем ниже показатель, тем экономнее обойдется обогрев в течение отопительного сезона. Оптимальными считаются агрегаты с классом энергопотребления «А». Они оснащены интеллектуальной системой, которая оптимизирует расход электричества, контролирует и планирует работу оборудования.

    Смотрите также видео обзор:

    В ряде случаев воду нужно заменять специальным составом с низкой температурой замерзания

    Чтобы избежать порыва труб при замерзании теплоносителя, в них иногда заливают специальный антифриз для системы отопления. Но использование незамерзающих жидкостей требует учета множества нюансов, потому просто заменять ими воду нельзя. Я расскажу о принципиальных особенностях антифризов и приведу ряд советов по их применению.

    Особенности использования незамерзающих жидкостей

    Если есть риск промерзания отопительной системы, о защите нужно думать заранее

    Проектируя отопительную систему, приходится выбирать — вода или антифриз будут циркулировать в трубах.

    Эти жидкости отличаются в первую очередь температурой замерзания: если вода при 0 °С превращается в лед и может порвать трубу, то антифриз сохраняет текучесть и при -60…-70 °С. Для домов, в которых отопительная система используется нерегулярно, это настоящее спасение: риск выходя труб из строя при низких температурах сводится к минимуму.

    Еще одна ситуация, в которой понадобится защита от промерзания — регулярные отключения газа или электричества. Для отдаленных районов это весьма акутально!

    С другой стороны, если мы хотим использовать антифриз, то нам нужно учесть его особенности:

    Для компенсации потерь теплоемкости нужно использовать котел большей мощности

    1. Меньшая теплоемкость — на 15–20% ниже, чем у воды. Теплоноситель медленнее прогревается, хуже отдаёт тепло, а значит, потери эффективности нужно компенсировать установкой более мощного отопительного котла.
    2. Большая текучесть за счет меньшего поверхностного натяжения. Это не кажется серьезной проблемой только на первый взгляд: как только трубы остывают, теплоноситель начинает просачиваться через все стыки и соединения. Это нужно учитывать при проектировке контуров и оборудовании подключений.

    Все разъемные соединения должны быть доступны для осмотра и ремонта, потому от заделки таких узлов под обшивку придется отказаться.

    Высокая вязкость составов требует использования циркуляционных насосов

    1. Большая плотность и вязкость. Движение антифриза по трубам будет затруднено, а значит, нам понадобится более мощный циркуляционный насос. Кроме того, если изначально в качестве теплоносителя вы планируете использовать незамерзающую жидкость, то лучше сразу выбрать трубы большего диаметра.
    2. Расширение при нагревании. Антифриз для систем отопления увеличивается в объеме на 30–50% больше, чем вода. Соответственно, расширительный бак тоже нужно ставить больший.

    Коррозия металла под воздействием антифриза может привести к поломке нагревателей

    Подводя итог, хочу отметить, что простая замена воды на антифриз без замены элементов системы отопления не принесет желаемого результата. Переход нужно тщательно спланировать, и только после внесения корректировок в конструкцию системы переходить к ее заполнению.

    Со временем состав нужно менять — это тоже приводит к дополнительным расходам

    Применение фабричных составов

    Ассортимент незамерзающих жидкостей для отопительных систем включает не одну сотню наименований. Но при этом чаще всего составы выпускаются в одной из двух форм:

    Составы для заполнения контуров отопления представлены в очень широком ассортименте: выбрать есть из чего!

    1. Концентраты. Температура кристаллизации -65 °С. Предполагается, что перед заливкой в трубы состав будет разведен умягченной или дистиллированной водой.
    2. Составы, готовые к применению, которые начинают замерзать при -30 °С. Можно сразу заливать в трубы и использовать.

    Мы сами можем выбрать, разводить концентрат или брать готовый раствор

    Если ваш приоритет — минимальная цена , то можно развести и готовый состав, подняв температуру кристаллизации до -15…-20 °С. Сильнее разбавлять антифриз не нужно: потеря положительных качеств будет очень существенной.

    Этиленгликолевые растворы токсичны, но дешевы

    На рынке представлены в основном гликолевые составы — водные растворы этилен- и пропиленгликоля. Их характеристики отличаются, причем достаточно сильно:

    1. Незамерзающие жидкости на основе этиленгликоля. Достаточно дешевы и эффективны, потому очень популярны. Ограничивающим фактором выступает токсичность этиленгликоля. Состав нельзя использовать ни в двухконтурных системах (есть риск попадания в трубы с горячей одой), ни в открытых системах (ядовитые испарения).

    Для двухконтурного котла лучше выбрать пропиленгликолевую жидкость

    1. Антифриз на основе пропиленгликоля. Более дорог, но при этом нетоксичен, менее агрессивен к уплотнителям и металлическим компонентам системы. Может применяться в двухконтурных котлах, поскольку его попадание в систему горячего водоснабжения не приводит к отрицательным последствиям.

    Фото нагревательного элемента, работавшего в системе с залитым тосолом

    1. Тосол. Тоже, по сути, антифриз, но использовать его в системе отопления нельзя. Основная проблема заключается в том, что при контакте с тосолом элементы системы обогрева очень быстро разрушаются.

    Водно-спиртовая смесь кустарного производства

    Выбирая, какой лучше взять антифриз для обогрева частного дома, нельзя забывать и о спиртовом составе. Его пропорции смело можно назвать классическими: 40% этилового спирта, остальное — дистиллированная вода.

    Этиловый спирт довольно дорог, но для систем отопления достаточно самой грубой очистки

    Основные достоинства:

    1. Приемлемая вязкость. Чуть выше, чем у воды, но значительно ниже, чем у гликолевых составов.
    2. Меньшая текучесть. У водно-спиртового раствора достаточное поверхностное натяжение, так что риск протечек в местах соединения ниже.
    3. Повышение стойкости труб. Спирт не только выступает в качестве ингибитора коррозии, но и предотвращает развитие накипи на внутренних поверхностях.

    Сравнение трубы с обычной водой, и трубы после прочистки и заливки спиртового антифриза

    1. Снижение расширения воды. Даже если труба промерзнет насквозь (это произойдет примерно при -23… -25 °С), ледяная пробка не будет давить на стенки изнутри, и риск порыва будет сведен к минимуму.

    Использование водно-спиртовой «незамерзайки» оправдано в первую очередь в закрытых системах. Но и в открытом контуре испарение будет не настолько значительным, чтобы отказываться от возможных преимуществ.

    Самостоятельная заливка в систему

    Незамерзающие составы нужно закачивать в систему под давлением

    При использовании антифриза в качестве теплоносителя необходимо минимум раз в пять лет выполнять его замену. Сделать это можно и своими руками — главное, разобраться в конструкции своей отопительной системы.

    Теперь расскажу, как залить антифриз в систему отопления дома:

    Иллюстрация Этап работы
    Слив старого теплоносителя.Используя сливные краны, удаляем старый теплоноситель.Повторное его использование не рекомендуется. Если незамерзающие свойства он и сохранит, то присадки, обеспечивающие защиту металла от коррозии и прокладок разрушения, в течение пяти лет полностью деградируют.
    Демонтаж кранов Маевского.Если на радиаторах были установлены краны Маевского — сначала стравливаем воздух, затем выкручиваем краны и на их место ставим гибкий шланг.С помощью этого шланга выполняем слив теплоносителя.
    Установка погружного насоса.В емкость с новым антифризом укладываем погружной насос, соединенный со шлангом.Следим, чтобы заборные отверстия были под водой — так насос не будет «хватать» воздух.Шланг от насоса присоединяем к заливному патрубку отопительного контура.
    Закачка антифриза в систему.Включаем насос и закачиваем жидкость в трубы. При этом контролируем давление с помощью манометра.
    Проверка жидкости в циркуляционном насосе.Очень важно, чтобы циркуляционные насосы были заполнены антифризом, иначе на сухом ходу они выйдут из строя.Для проверки частично вывинчиваем центральный винт.Если из-под него выступает антифриз — мы все сделали правильно.Если же выходит воздух, то накачку нужно продолжить, стравив воздушную пробку.

    Эта инструкция подойдет для большинства систем. Но применять ее нужно с учетом особенностей конкретного контура, потому при необходимости в алгоритм можно вносить изменения.

    Оцените статью